Назад, в будущее
Назад, в будущее - к американской мечте
О легендарном фантастическом фильме
газета Телеантенна, 2004 г
пятнадцать лет назад американский режиссер Роберт Земекис отправился в прошлое, чтобы лучше выразить настоящее своей страны
О фильме «Назад в будущее» сказано немало слов, однако секрет его популярности до сих пор не раскрыт. Лихо закрученный сюжет удерживает внимание зрителя от первой до последней минуты, но таких удачно поставленных фильмов немало – их посмотрят, попереживают, а после благополучно забывают.
Однако «Назад в будущее» - не из них. Первой серии этой трилогии исполняется уже полтора десятка лет, что и отпраздновал «Первый канал», выпустив ее на телеэкран. И все эти пятнадцать лет трилогия пользуется неизменным успехом – а значит, зритель не забывает ее.
Казалось бы, это обыкновенная фантастическая комедия. Молодой паренек из небольшого американского городка попадает в водоворот событий, отправившись в прошлое и начав изменять будущее. Остановиться уже нельзя – наделав ошибок, он вынужден исправлять их, а заодно и ошибки своих детей, которые им суждено сделать в будущем. Увлекательный сюжет, колоритные персонажи, известный режиссер, имеющий репутацию «золотого» (все фильмы Роберта Земекиса пользовались большим успехом) – все эти компоненты обеспечивают отличный результат. Но даже всех их, вместе взятых, маловато для того, чтобы сделать фильм незабываемым.
Мало кто замечает настоящую, глубинную тему, которая проходит не только через три серии «Будущего», но и через все творчество Роберта Земекиса. Эта тема – любовь к своей родной стране, ее прошлому, ее национальному характеру. Любовь эта не носит характер политической манифестации – она присутствует где-то на заднем плане, но именно она и придает фильму его неповторимость.
Благодаря изобретенной чудаковатым гением машине времени главный герой фильма – Марти Макфлай – получает возможность отправиться в прошлое и увидеть ранюю молодость своих родителей, историю их любви, а после – посетить самых отдаленных своих предков, впервые приехавших в Америку в конце XIX века из Европы.
Американская история коротка – любое событие, которое по европейским меркам показалось бы заурядным и незаметным, на новом континенте приобретает масштаб эпохального свершения (вспомним хотя бы их вялую по нашим представлениям гражданскую войну, которая в кино отразилась в таких легендарных лентах, как «Унесенные ветром» и «Хороший, плохой, злой»).
Америка заселялась людьми, не находившими себе места в своих родных странах. Это были самые бедные люди, у которых не было земли и средств к существованию, по сути – маргинальные элементы, неудачники общества. Единственное, что им оставалось – плыть за океан в надежде получить земельные наделы в стране, которая начала активное освоение пустынных просторов Дикого запада.
Именно поэтому американский Дикий запад стал территорией беззакония и бандитизма, но вместо того, чтобы стесняться своего прошлого, американцы превратили его в героический миф и возвели в ранг национальной гордости. Они и в самом деле гордятся тем, что их предки, когда-то считавшиеся отбросами общества, начали работать на благо своих семей и своей страны, и превратили ее в конце концов в самое процветающее государство мира.
Происходит удивительный парадокс – то, что раньше считалось постыдным, превращается в предмет гордости; бывшие неудачники и изгои добиваются поразительных результатов. Это, конечно же, миф, но этот миф становится основой национальной идеи, и разносят эту идею по умам, что не менее парадоксально, не философы, политики и профессора, а творцы массовой американской культуры – авторы романов, мюзиклов, но в первую очередь – кинофильмов, выпускаемых «Фабрикой грез».
В творчестве Роберта Земекиса тема традиционных американских ценностей присутствует постоянно – достаточно вспомнить фильм «Форрест Гамп», получивший шесть «Оскаров». Но не менее ярко она проявляется и в трилогии о манипуляциях с будущим, хотя там она предстает в легкой для восприятия игровой, приключенческой форме. Именно эта легкость и приводит к тому, что идеи «без напряга» усваиваются массовым зрителем и ложатся в основу его менталитета.
В третьей серии фильма Марти Макфлай попадает на Дикий запад – его предки только что переселились туда из Европы и ведут борьбу за свое выживание. Там же, в обстановке вседозволенности и разбоя, действует предок Бифа Таннена – традиционного противника Марти, с которым (или его иновременными аналогами-родичами) Марти приходится бороться на протяжении всех трех серий. Это время – заря современной Америки, в нем, казалось бы, нет ни одной положительной черты, но режиссер фильма влюблен в него так же, как и в пятидесятые годы, и даже в будущее своей страны, в которое он верит, хотя и облекает свою веру в ироническую форму.
Род Макфлаев выражает и еще одну традиционную для американского сознания ценность – нерушимость семьи и преемственность поколений. И сам Марти со своей подружкой Дженнифер, и его родители влюбляются друг в друга, когда оканчивают школу, а затем проводят вместе всю жизнь в любви и согласии. На самом деле ранние браки редко бывают удачными, и сама эта ситуация выглядит малореальной, но это соображение не смущает авторов фильма: для них главное – выразить идею, столь дорогую сердцу рядового жителя США. К тому же фильм фантастический – в нем любые допущения возможны.
Семья Макфлаев – совсем не идеал, почти в каждом поколении есть «заблудшие овечки», которые попадают в тюрьму. Сам отец Марти, Джордж, вокруг которого и начинает закручиваться сюжет, выглядит не только неудачником, но и нерешительным трусом. Однако именно это воплощение трусости и безволия вводит в фильм едва ли не самую яркую его идею – «борись за себя, за свое будущее, и ты победишь»! Это ли не девиз современных американцев?
И молодой Джордж Макфлай начинает преодолевать себя – под влиянием своего собственного сына Марти, по воле случая оказавшегося его ровесником. Форма фантастического приключения, в которую обличена эта вполне актуальная идея, дает уникальную возможность тут же увидеть отдаленные последствия каждого из смелых решений, принимаемых неудачником. Все они изменяют к лучшему его судьбу, и чтобы убедиться в этом, не нужно даже садиться в машину времени – достаточно посмотреть на изменения, немедленно происходящие с фотографиями и заголовками газет, в которых зловещие сообщения типа «признан сумасшедшим» мгновенно меняются на «получил премию».
Этот фильм – настоящая энциклопедия современных идей, которые лежат в основе массового сознания американцев. Идеи эти учат бороться ради заветной американской мечты о благополучии. Они доказывают, что каждый неудачник и растяпа (каким выглядит не только старик Джордж, но и сам Марти) со временем может добиться успеха.
И именно в них, в этих идеях, а также в приверженности американцев своим традиционным ценностям, в их любви к своей стране и ее истории, какой бы она ни была – кроется секрет феноменального успеха этой, казалось бы, легкой и непритязательной на вид фантастической развлекаловки.
Денис Морозов