Гайдай + Демьяненко = Шурик
В 2004 г исполнился 81 год со дня рождения Леонида Гайдая, автора самых популярных комедий советского времени. Дата вроде бы не круглая, однако чем дальше, тем больше становится очевидной роль, которую этот невероятно популярный режиссер сыграл в развитии нашего кино.
Популярность Леонида Гайдая началась с созданной им троицы – Труса, Балбеса и Бывалого, которых исполняли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Анекдотов про эту тройку было сложено не меньше, чем про Петьку с Чапаевым.
«Самогонщики» в жизни
В жизни между участниками этой тройки не было большой дружбы. Особенно не по душе товарищам приходился Евгений Моргунов, который славился тем, что мог выкинуть довольно неприятную шутку. Юрий Никулин рассказывал, что Моргунов, чтобы потешить приятелей, мог подойти на улице к незнакомому человеку, жующему пирожок, и начать во весь голос кричать: «Зачем ты вытащил его из урны? Тебе что, есть нечего? Брось его обратно…»
На съемках «Кавказской пленницы» был такой эпизод. Однажды Моргунов явился на просмотр отснятого материала с какой-то никому не известной дамой, да к тому же в изрядном подпитии. Просмотр представлял собой рутинную работу, и дама заскучала. Тогда Моргунов, не выдержав, принялся громко ругать Леонида Гайдая, называя его халтурщиком.
Конечно, это было серьезное оскорбление. Однако в конце концов режиссер простил его, попросив на банкете Наталью Варлей произнести тост в честь своего обидчика. Впрочем, друзья Моргунова считали его большим мастером розыгрышей. Жаль, что не все были способны понять эти розыгрыши адекватно – хотя бы тот бедный мужик с пирожком.
С Георгием Вициным у Никулина сложились более тесные отношения – они до конца жизни общались, продолжая оставаться коллегами и добрыми знакомыми.
Вицина считали самым талантливым и одаренным актером, что признавали многие. Об этом говорил и Никулин – человек с многогранным талантом, который умудрился, будучи цирковым клоуном, не только стать популярнейшим комедийным артистом, но и сыграть в кино глубокие и драматические роли.
Интеллигент несчастный
Середина шестидесятых годов принесла Гайдаю и его персонажам небывалый успех. Одна за другой появились комедии, которые зритель не устает смотреть до сих пор – «Операция Ы» и «Кавказская пленница». В этих фильмах тройка комических персонажей мало-помалу уступила место новому герою, созданному режиссером. Это был молодой студент-очкарик, олицетворявший советского интеллигента послевоенных лет. Тип этот стал противовесом отрицательным персонажам, которые до тех пор находились на первом плане, и вступил с ними в борьбу, за которой с диким хохотом следила вся страна.
Актер Александр Демьяненко стал для Гайдая настоящей находкой. Еще до встречи с Гайдаем Демьяненко успел сняться в нескольких фильмах, в которых нельзя было его не заметить. Однако только после дебюта в комедиях известного режиссера он стал по-настоящему популярен. Подлинную славу ему принес фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», за которым последовали «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич».
Два очкарика, два интеллигента
Во всей стране не было другой такой знаменитости, как «Шурик Демьяненко», однако раскрыться по-настоящему этому актеру удалось только у Гайдая. Стоит только взглянуть на фотографии самого Леонида Гайдая, как секрет этого странного явления становится очевиден: с них на нас смотрит такой же неловкий интеллигентный очкарик, какого мы привыкли видеть на экране в исполнении Демьяненко. Разве что возраст да жизненный опыт дают знать о себе в его взгляде – все-таки пройденная война и тяжелое ранение не могут не оставить следа.
Чувствуется, что в Александре Демьяненко Гайдай сразу же разглядел себя самого – только молодого, «послевоенного». Снимая Демьяненко, Гайдай как бы выстраивал заново свою жизнь, но в ней его молодость не была похищена окопами и госпиталями, а приходилась на радостное для людей время послевоенного строительства и оптимизма.
«Почему вы снимаете только комедии?» - спрашивали Гайдая. «У людей в жизни и без меня хватает горя, - отвечал он. – Что же будет, если мои фильмы начнут добавлять им печали? Людям нужно дарить только радость».
С этой задачей он справлялся блестяще. Его фильмы стали одним из самых ярких символов советского времени, и самым верным помощником служил ему в этом такой же несуразный, немного неловкий очкарик, «интеллигент несчастный», каким был и сам Леонид Гайдай.
Впрочем, Гайдай не был «душкой». На съемочной площадке он представал строгим и требовательным лидером. Актеры откровенно побаивались его, и это тоже было одной из характернейших черт советского времени, когда руководитель любого проекта – будь то строительство завода или съемки кинокартины – должен был уметь навязывать подчиненным свою волю и вести их к конечной цели.
Бриллиантовая рука
В этом фильме, побившем все рекорды зрительских симпатий, Гайдай решил отойти от созданного им же самим стереотипа. Он смело снял с Юрия Никулина маску Балбеса и сделал его простоватым, но честным советским служащим, с таким же успехом олицетворявшим своего современника, как и «Шурик» Демьяненко. Пожалуй, Семен Горбунков в исполнении Никулина и есть тот человек, в которого со временем превратился бы гайдаевский Шурик, закончивший институт и поступивший на службу.
Принципиальное значение приобрел вопрос о том, кому играть контрабандиста Гешу Козодоева. Поначалу на эту роль хотели утвердить всеми любимого Георгия Вицина. Однако Гайдаю стало ясно, что его появление в фильме вызовет у зрителя ассоциации со знаменитой тройкой, и тогда ему будет намного труднее порвать со сложившимся стереотипом, который грозит «зацикливанием» на одном и том же образе и потерей творческой оригинальности.
На роль Козодоева утвердили Андрея Миронова, хотя к нему были претензии со стороны членов художественного совета. Говорили, например, что он слишком «кривляется». Однако зритель воспринял его «на ура». Эта роль сделала Миронова признанным комедийным актером.
Фильм этот не случайно стал самой популярной комедией своего времени. В нем Гайдай с уникальной интуицией нащупал все тайные струнки, которые тихонько, в строжайшем секрете от властей и соседей, звучали в душе его современника.
Главный герой фильма – самый простой, самый обыкновенный советский служащий, отличный семьянин и добросовестный работяга. В общем, стопроцентный советский человек. И вдруг этот человек оказывается в водовороте страстей, о которых он прежде только читал в газетах. Организованная преступная группировка из враждебной капиталистической страны пытается использовать его для контрабанды.
Маленький, почти незаметный прежде человек вдруг становится необходим Государству, чтобы принять участие в героической борьбе со всемирным злом. А если в ходе этой борьбы его не только от души угощают в шикарнейшем ресторане, но и завлекают почти легендарным стриптизом, то высокое патриотическое служение приобретает особый вкус.
Гайдай создал гениальный фильм, который советскую действительность соединял с заграничной романтикой, о которой втайне от Советской Власти грезил ее самый лояльный подданный. Этот фильм так наглядно показывал, что приключения, охота на контрабандистов, любовное обольщение возможны не только на западе, но и у нас, что зритель начинал чувствовать вкус западной жизни, оставаясь в привычной ему советской действительности. При этом он не только не изменял Родине, но наоборот, укреплял свою преданность ей – ведь в фильме герой проявляет самоотверженность, выполняя задание Партии и Правительства, которых олицетворял мудрый милицейский начальник. Это был не фильм, а мечта – мечта о насыщенной, полной приключений жизни, соединенной со служением Родине, в духе которого был воспитан каждый житель одной шестой части суши. И приключения эти выпадали на долю не отважного советского разведчика, не Штирлица и не профессионала, а на самого обыкновенного, ничем не примечательного гражданина, готового жизнь отдать за Социалистическое Отечество и в то же время полжизни – за то, чтобы попробовать кока-колу и еще полжизни за то, чтобы взглянуть на стриптиз.
Стриптиз по-советски
Вся психология, все тщательно скрываемые комплексы советского человека находили в этом фильме свое воплощение. В этом и скрыт секрет его популярности. Глядя на приключения наивного и бесхитростного, но честного Семена Горбункова, зритель представлял себя на его месте и сам на короткое время оказывался в гуще яркой и удивительной жизни, которая прежде казалась ему невозможной.
В этом фильме Гайдай создал совершенно гениальную сцену «советского стриптиза» - когда в самой обыкновенной квартире самый обыкновенный житель СССР видел то, что не снилось ему даже в самых смелых снах. Сама идея о том, что «это» возможно и у нас, была принята народом на ура, а Светлана Светличная, исполнительница роли коварной соблазнительницы, на долгие годы превратилась в запретный секс-символ. Это сыграло с ней злую шутку – секс-символы в советском кинематографе были не нужны и даже опасны. Однако легенда, созданная обольстительной Анной Сергеевной, продолжает жить до сих пор.
Текст: Денис Морозов, газета Телеантенна, 2004 г.
Фото из открытых источников.